Стихотворение Есенина

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

1918

      Недавно, перебирая старые книги, я наткнулся на это стихотворение. Наверняка, видя его раньше, не выделял из общего фона. Саади написал когда-то:
"... каждый лист дерева становится страницей священного писания, если однажды душа научилась читать."
      Но и каждая судьба становится фрагментом бесконечной игры, еще одним вариантом решения задачи, заданной нам мирозданием, вариантом "темы", что дана нам "Маэстро". И какой-бы простой или сложной, интересной или бездарной не была "импровизация" - для нее найдется место в гигантской и исполненной смысла симфонии жизни.
И словно неожиданно сложившийся пазл дал яркую картинку ранее незнакомой жизни, изломанной и трагической судьбы. Вспомнился и забытый вовсе разговор.

      Первое четверостишие, я думаю, ближе всего в русской поэзии подходит к японской поэтической традиции:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
      Нет никакой фальши. Нет ничего личного. Картина прозрачна. Но за ней есть что-то много большее того, что сказано. И это "большее" сложится у нас, сложится ответом, не оформленном в слова, безмолвным, не имеющим нужды быть произнесенным вслух.

      Приблизительно так же "работают" и эти строки:

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
      Сравните эти четверостишия с поэзией Дзен.

      И дальше:

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть...
      Что это, как не "осознание", медитация, погружение в мир через себя.

      И наконец:

Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
      Человек, побывавший там, в этом состоянии, никогда его не забудет. Я уверен. Он пронесет его в себе камертоном через все, что потом с ним произойдет. Камертоном настоящего, чистого существования. Все, что будет звучать иначе - будет ранить и мучить, будет восприниматься фальшивкой.

      В конце своей жизни Пушкин скажет: "На свете счастья нет, а есть покой и воля." Это станет своего рода итогом. Через годы куража, тщеславия и суеты - к этим простым словам: покой и воля. Но ему, первому из первых русских поэтов было почти 36. Есенину только 23 и он дальше Пушкина.

      "Покой и воля" и "ничего не желать" - синонимы.

      Но Есенин познал больше.

      Первые стихи Есенина - сказочно религиозны. Он ощущает что-то, пытается это выразить стихами, он осознает себя пророком:

Не устрашуся гибели,
Ни копий, не стрел дождей, -
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.

Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.

Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.

Я иное узрел пришествие -
Где не пляшет над правдой смерть.
Как овцу от поганой шерсти, я
Остригу голубую твердь.

Подыму свои руки к месяцу,
Раскушу его, как орех.
Не хочу я небес без лестницы,
Не хочу, чтобы падал снег...

      Но почему потом была эта пьяная, кувыркающаяся на ухабах жизнь? Почему злость и отчаяние в конце? Как у индейцев, отдающих золото за стеклянные бусы конкистадоров.

      И ответ может быть в другом стихотворении:

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: "Лишь сердце потревожь,
Жизнь - обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе".

      Обратите внимание: противопоставляются правда и ложь, обман. За ложью в этом отрывке - вроде бы - радость. За правдой закреплен эпитет "ненужная" и источник ее - "седое небо".
      Но может ли быть правда ненужной?
      Можно ли существовать во лжи?
      Особенно тому, кто заглянул за потаенную дверь, кто почувствовал хотя бы раз "тихую радость, все любя ничего не желать", ощутил гармонию и свободу.

      Пушкин пришел к чистоте ощущений в самом конце своей недолгой жизни. Есенин знал больше в начале, но предпочел другое. На этом отказе от части себя ради внешнего успеха, я думаю он черпал энергию для творчества. Да, в этой жизни за все нужно платить. И плата иногда бывает очень высокой.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
      И дальше, он продолжает историю своей собственной жизни в своей последней поэме "Черный Человек":

Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою".

"Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство".

      Самую большую плату мы платим за измену, за измену самому себе. И высшим искусством является искусство не казаться, а быть. Быть тем, чем уготовано тебе Небом.

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

 

Дальше
 

Встречаемся в Яффо!
Hosted by uCoz