Стихотворение ЕсенинаЗакружилась листва золотаяНедавно, перебирая старые книги, я наткнулся на это стихотворение. Наверняка, видя его раньше, не выделял из общего фона. Саади написал когда-то: "... каждый лист дерева становится страницей священного писания, если однажды душа научилась читать."Но и каждая судьба становится фрагментом бесконечной игры, еще одним вариантом решения задачи, заданной нам мирозданием, вариантом "темы", что дана нам "Маэстро". И какой-бы простой или сложной, интересной или бездарной не была "импровизация" - для нее найдется место в гигантской и исполненной смысла симфонии жизни. И словно неожиданно сложившийся пазл дал яркую картинку ранее незнакомой жизни, изломанной и трагической судьбы. Вспомнился и забытый вовсе разговор. Первое четверостишие, я думаю, ближе всего в русской поэзии подходит к японской поэтической традиции: Закружилась листва золотаяНет никакой фальши. Нет ничего личного. Картина прозрачна. Но за ней есть что-то много большее того, что сказано. И это "большее" сложится у нас, сложится ответом, не оформленном в слова, безмолвным, не имеющим нужды быть произнесенным вслух. Приблизительно так же "работают" и эти строки: И в душе и в долине прохлада,Сравните эти четверостишия с поэзией Дзен. И дальше: Я еще никогда бережливоЧто это, как не "осознание", медитация, погружение в мир через себя. И наконец: Где ты, где, моя тихая радость,Человек, побывавший там, в этом состоянии, никогда его не забудет. Я уверен. Он пронесет его в себе камертоном через все, что потом с ним произойдет. Камертоном настоящего, чистого существования. Все, что будет звучать иначе - будет ранить и мучить, будет восприниматься фальшивкой. В конце своей жизни Пушкин скажет: "На свете счастья нет, а есть покой и воля." Это станет своего рода итогом. Через годы куража, тщеславия и суеты - к этим простым словам: покой и воля. Но ему, первому из первых русских поэтов было почти 36. Есенину только 23 и он дальше Пушкина. "Покой и воля" и "ничего не желать" - синонимы. Но Есенин познал больше. Первые стихи Есенина - сказочно религиозны. Он ощущает что-то, пытается это выразить стихами, он осознает себя пророком: Не устрашуся гибели,Но почему потом была эта пьяная, кувыркающаяся на ухабах жизнь? Почему злость и отчаяние в конце? Как у индейцев, отдающих золото за стеклянные бусы конкистадоров. И ответ может быть в другом стихотворении: Я всегда, когда глаза закрою,Обратите внимание: противопоставляются правда и ложь, обман. За ложью в этом отрывке - вроде бы - радость. За правдой закреплен эпитет "ненужная" и источник ее - "седое небо". Но может ли быть правда ненужной? Можно ли существовать во лжи? Особенно тому, кто заглянул за потаенную дверь, кто почувствовал хотя бы раз "тихую радость, все любя ничего не желать", ощутил гармонию и свободу. Пушкин пришел к чистоте ощущений в самом конце своей недолгой жизни. Есенин знал больше в начале, но предпочел другое. На этом отказе от части себя ради внешнего успеха, я думаю он черпал энергию для творчества. Да, в этой жизни за все нужно платить. И плата иногда бывает очень высокой.
Не знаю, не помню,И дальше, он продолжает историю своей собственной жизни в своей последней поэме "Черный Человек":
Этот человекСамую большую плату мы платим за измену, за измену самому себе. И высшим искусством является искусство не казаться, а быть. Быть тем, чем уготовано тебе Небом.
Черный человек
|